Трехпалубное стадко.

"Ночь густела, летела рядом, хватала скачущих за плащи и, содрав их с плеч, разоблачала обманы... На месте того, кто в драной цирковой одежде покинул Воробьевы горы под именем Коровьева-Фагота, теперь скакал, тихо звеня золотою цепью повода, темно-фиолетовый рыцарь с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом.
...
Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла ее клочья по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-нибудь в мире...
...
Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца."
Истоки, история и современность. С большой благодарностью взято у Huldra Ну, конечно же - о чем еще говорить, как не о Хэллоуине (Halloween), раз он неизбежно приближается, точнее, почти уже приблизился, знаменуя собой медленное, но неотвратимое наступление зимы. Ночи становятся длиннее, солнце показывает свою мордаху из-за туч все реже, да и мордаха эта напоминает, скорее, лысину по концепции старинной загадки: "Светит, да не греет..." И снег тут как тут - летает или, точнее, валится отвратительными влажными комьями, стараясь прилепиться прямо к лицу.
Самхэйн (Samhain) знаменует собой приход зимы. У кельтов существовали сречи - начала времен года. Их было четыре - 2 февраля – Имболг, 30 апреля – Балтэйн, 31 июля – Ламмас, 31 октября – Самхэйн. Каждая сречь отмечалась по-своему, но сегодня нас интересуют лишь Самхэйн.
Хэллоуин - это, прежде всего: переход, это мистическое "сейчас", которого не существует, но, как в нашей популярной песне пелось: "Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется: жизнь". Вообще, праздник Кануна Всех Святых у меня непостижимым образом ассоциируется с этой песней. Потому что и то, и другое заставляет задуматься о том, как коротка наша жизнь, которая всегда - одновременно - и уже прошла, и еще не начиналась.
И только в эту ночь - ночь Хэллоуина - Самхэйн открывает ворота в обе стороны, и только в эту ночь человек может осознать свое место в этом мире. Или - в другом? В некоем Зазеркалье?
Жан Кокто написал потрясающий сценарий для фильма "Орфей" (Жан Марэ там играл Орфея). Через весь этот фильм проходит тема зеркал, тема двух миров, врата между которыми - зеркала, и, на мой взгляд, это, наверное, было едва ли не первое произведение искусства нашего времени, к которому в подзаголовок можно поставить - Хэллоуин.
"Эртебиз: Я открою вам тайну тайн... Зеркала - это двери, через которые входит и выходит смерть..."
Хэллоуин интригует. Самхэйн считался темным божеством, но Великая Пустошь, в которой он живет, далеко не мрачна. Там - Белое Безмолвие, нечто, существовавшее всегда - еще до того, как что-то появилось. Но Самхэйн - отнюдь не дьявол, как его любят сейчас изображать не в меру ретивые священники и другая ипостась религиозного фанатизма: сатанисты. Разве смерть может быть доброй или злой?
Добрым или злым может быть только человек. Погружаясь в веселую и чуть жутковатую феерию Хэллоуина человек получает шанс понять нечто непознаваемое. И, лишь сбросив с себя груз повседневных забот, "сняв обувь", можно очистится и возродится к новой жизни.
А Тени Хранителей Ворот... Ну что ж, они такие какие есть - на то они и Тени.
"Ночь густела, летела рядом, хватала скачущих за плащи и, содрав их с плеч, разоблачала обманы... На месте того, кто в драной цирковой одежде покинул Воробьевы горы под именем Коровьева-Фагота, теперь скакал, тихо звеня золотою цепью повода, темно-фиолетовый рыцарь с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом.
...
Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла ее клочья по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-нибудь в мире..."
Вот такие они, эти Тени - по Ту Сторону. Да ведь и Джек-С-Фонарем тоже далеко не отрицательный персонаж. Но в литературе и у него есть два наиболее известных воплощения - добродушный Джек Тыквоголовый в "Стране Оз" и зловещий Джек Скеллингтон - Тыквенный Король из "Кошмара накануне Рождества".
Две ипостаси, как всегда: добро и зло, черное и белое - это всего лишь две стороны одной медали, и каждый из нас сам должен решить: какую сторону он выберет.
Хэллоуин приближается, час решения настает...
Скандинавские мифы, описывающие Вальхаллу - Палаты павших в битве - повествуют:
"... в Вальхалле бок о бок сидят за столами заклятые враги, в земной жизни так и не сумевшие примириться. Теперь они видят, что все их прежние распри - щенячья возня..."
ИСТОРИЯ
Сам Хэллоуин берет начало далеко-далеко в истории, говорят, что ему не менее двух тысяч лет - тогда его отмечали 13 мая, и в эту ночь вспоминали умерших святых и мучеников.
Но в начале нашей эры принесли черти на земли кельтов римлян. И за 400 лет, которые римляне провели на землях кельтов, смешалось не только население, но и традиции:
С Самхэйном соединились два римских праздника. Первый - Фералия, отмечавшийся в конце октября - тоже нечто вроде дня поминовения усопших, и второй - в честь богини фруктов и деревьев Помоны. Ее символом было яблоко, и отсюда, в том числе, пошла современная хэллоуинская традиция устраивать игры с яблоками. А исконно кельтские Балтэйн (праздник костра) и Самхэйн (фестиваль лета, зимы, огня и власти тьмы) сместились в сторону Самхэйна.
Потом христианство вытеснило друидов и стало господствующей религией, а в VII веке Папа Бонифаций IV утвердил 1 ноября как День Всех Святых , в который полагалось прославлять святых и мучеников. Собственно, традиция христианской церкви приурочивать свои праздники к языческим и заменять их чем-то похожим, знакома всем народам. Так 1 ноября стало Днем всех Святых, а по-простому Олл-Хэллоус (All Hallows). А ночь накануне - ночь Сауина - стала называться "Олл-Хэллоус Ив" (All Hallow's Eve - канун Дня Всех Святых). Позже все сократилось и возникло название Хэллоуин (Hallow E'en) . А народ - существо вредное, он священником головой кивает, а потом идет и отмечает праздники по-своему, по традиции. Да и куда христианству тягаться с многовековыми традициями!
Хэллоуин имел огромное значение, ведь в это время прощались, как водится с помощью ритуалов, со старым, плохим, ненужным и встречали новое. В дар богам природы приносили яблоки, осенние овощи, цветы, оставляли их под деревьями или зарывали в землю с просьбой о помощи и поддержке, ночью 31 октября выставляли тарелку с фруктами на улицу - для мертвых душ, чтобы те могли прийти на помощь живым. Да и вообще во всех языческих верованиях к душам предков относились более чем трепетно - и не только к святым.
Церковь сделала ход конем, объявив в 1000 году 2 ноября Днем всех душ, в который положено было поминать не святых, а простых мертвых. Поминки же устраивали по подобию Самхэйна (а вспомните еще и присоединивийся к нему Балтэйн) - большие костры, шествия, переодевания в костюмы ангелов и дьяволов. Все три даты - канун Дня Всех Святых (31 октября), День Святых, и День душ - назвали Хэллоумасом.
Но товарищи язычники и на этом не сдались. Кроме того, у них имелся еще один праздник, связанный с Хэллоуином - Луна Охотника, последнее полнолуние перед Самхэйном. Считается, что это время наивысшего психического подъема, и в это время грань между мирами становится настолько тонкой, что многие сущности проходят через нее. Это также время, когда Потусторонний Мир оказывает наибольшее влияние на землю.
Так описывалась ночь в некоторых легендах: " В эту ночь появляется на коне всадник со Стеклянного Острова со своей жуткой сворой охотничьих псов, а перед ним воинство Преисподней……."
И когда американские первопоселенцы ринулись заселять Новый Свет, они, конечно же, привезли с собой на новую родину и свои любимые праздники. А без Хэллоуина, да без Рождества - какие могут быть праздники?
А поскольку приехали не только ирландцы и англичане, но и множество других народов, да тут еще богатейшая культура индейцев! И все это в очередной раз смешалось. Дикая же природа располагала к безудержному веселью - к танцам до упаду у костров, к гаданиям и к некоторому хулиганству, конечно: попробуй удержаться от хулиганства, когда на тебе маска какой-нибудь нечисти! И, конечно, к правдивым рассказам о мертвецах и привидениях - такие истории сами на ум приходят: в темноте-то!
К середине XIX века ежегодные осенние праздники стали обычным делом, хотя тогда они были распространены еще не везде: пуританские поселенья на севере не очень-то спешили предаваться буйным разгулам. Но вот когда в Новом Свете появились миллионы ирландцев, оскаленную тыкву 31 октября можно было встретить уже в каждом доме. Теперь уже почти все американцы - подобно ирландцам и англичанам (в Англии была традиция в День Душ выпрашивать еду и эль у богатых в обмен на обещание помолиться за их мертвых родственников) - начали в этот вечер наряжаться в костюмы и ходить по соседям, выпрашивая еду и деньги (обычай называется trick-or-treat - "угости, а то напакощу"). Девушки верили, что в Хэллоуин они могут узнать имя и внешность своего жениха, гадая на нитках, огрызках яблока и зеркалах, а самые храбрые граждане выворачивали одежду наизнанку и ночью выходили на дорогу, надеясь повстречать ведьму.
К концу XIX века с мистическим уклоном Хэллоуина почти покончили, превратив его в общественный праздник, однако, не до конца: и массовые хулиганства продолжались. С ними удалось справиться только к середине прошлого века, сделав праздник, в основном, детским.
Хотя, иные и в 100 лет остаются сущими детьми.
СОВРЕМЕННОСТЬ
В последние годы Хэллоуин стал еще популярней. Все чаще американцы в этот день устраивают свадьбы. Особенно котируются свадьбы с "хэллоуинским" уклоном: когда брачующихся венчает дракула, восставший из гроба, установленного прямо в мрачно оформленной часовенке.
Каждый год в Балтиморе проводятся "броски тыквы", соревнования для студентов-физиков на лучшее изобретение, которое не даст тыкве расколоться при падении с 10-го этажа. Хэллоуин - повод для благотворительности. В "карамельные банки" люди могут принести конфеты для тех, кто сам не может их купить. Раздаются специальные костюмы для детей-инвалидов. В дома престарелых заранее привозят сладости, а потом за ними посылают ряженых детей.
И, конечно, Хэллоуин-индустрия процветает вовсю. В Нью-Йорке на Хэллоуин-парад собирается до двух миллионов человек, этот парад обычно освещается крупнейшими телеканалами США и транслируется в прямом эфире. Десятки тысяч участников костюмированного парада одеваются в костюмы всяческой нечисти, их сопровождают музыканты, жонглеры, брейкдансеры, граждане на ходулях и прочая публика, не считая толп зевак. Парад привлекает такое гигантское число туристов, что в среднем каждый Хэллоуин обогащает Нью-Йорк на 40 миллионов долларов. Владельцы ресторанов и баров Гринвич-Виллидж, где сосредоточено торжество, считают ночь Хэллоуина лучшей в году (с точки зрения бизнеса, разумеется).
Апофеоз несерьезности царит в этот день в Америке. Страна превращается в обитель с уставом «делай что хочешь». И все действительно делают что хотят. Причем это не всегда так уж приятно, но в этот день не принято обижаться. Мы лично не одобряем только дурацкий обычай бросаться яйцами. Хорошо еще, что в Штатах не достать тухлых. Но и свежее разбитое яйцо гораздо уместнее на сковородке, чем на пальто. 1 ноября Нью-Йорк выглядит замощенным яичницей и даже несколько изменяет колористическую гамму за счет веселенького желтого цвета.
А теперь Хэллоуин возвращается в Европу. Многие европейские страны встретили его с большим энтузиазмом, заполнив витрины магазинов жуткими масками и метлами. В пролом году только во Франции хэллоуинских аксессуаров было продано на 18 млн. долларов - в десять раз больше, чем в прошлом году! .
Ханжи, которых еще хватает во всем мире сетуют: экспансия американцев, экспансия сатанистов.
Писатель Франсуа Тайланди: "Хэллоуин - это продолжение тенденции уничтожения европейской культуры, в ряду таких явлений, как поклонение рэпу, макдональдсам, голливудскому кино. Теперь Америка, похоже, начинает изменять нашу повседневную жизнь. И заметьте, они специально нацелились на наших детей".
Но, простите, если культура есть, если сильны национальные традиции, никто и никогда их не уничтожит. Тому свидетельством сам Хэллоуин, который пытались уничтожить на протяжении двух веков! Тому свидетельством и другие языческие праздники - скажем, наша русская масленица. Если что-то уходит из жизни, значит, оно не было достаточно хорошим и достаточно глубоко укоренившимся в сознании нации. Почему так сильна была американизированность среди молодежи и подростков в социалистической России 70-80-х годов? Да потому что сов.культура вызывала лишь отвращение. Свято место пусто не бывает. Молодежь не станет сидеть вечерами у телевизора, перетирая политические новости - пикейные жилеты еще подождут их. Молодежь желает бесшабашного веселья - в конце концов, молодость так быстро проходит! Кому-то не нравится этот праздник? Попробуйте заменить его другим. Попробуйте возродить СВОЮ национальную культуру. Еще никогда в истории человечества почти никто по доброй воле не предпочитал полноценную красочную жизнь занудным песнопениям и умерщвлению плоти. Об этом не задумывались церковные и культурные деятели тогда, когда убивали культуру собственную. Увы, господа, спохватились вы слишком поздно.
К счастью, есть и другие люди:
Галина РАЗБИВНАЯ, министр образования Карельской республики:
"На мой взгляд, нам уже давно пора создавать новую систему ценностей образовательного процесса, активизировать деятельность по разработке новых форм развития системы воспитания. И воспитание детей через приобщение к культурам разных народов мира, знание и уважение традиций многих национальностей, конечно, без обязательного навязывания, а через профессиональные, красивые и познавательные праздничные действа не стоит расценивать только как "чуждые нашим традициям праздники". Сегодня нам необходимо создать условия для возвращения школе и в целом Детству настоящей Культуры, Культуры с большой буквы, а как это сделать лучше, добрее, будем думать все вместе".
Это слова думающего человека, а не фанатика, ничего не умеющего, кроме как тыкать перстом в вероотступников, не гнушаясь при этом подтасовок и передергиваний..
Некоторые материалы взяты из статьи С. Епифановой
(с) www.diary.ru/~Huldra/p52169152.htm

@темы: (с), традиции и праздники